В 2002 году были созданы секции РАМИ - испанистики (председатель проф.С.М.Хенкин) и латиноамериканистики (председатель проф. Л.С.Окунева). Впервые секции были представлены на 3-м Конвенте Российской ассоциации международных исследований (РАМИ), возглавляемом Президентом Ассоциации ректором МГИМО (У)МИД России академиком РАН А.В.Торкуновым.


четверг, 21 декабря 2006 г.

РЕЦЕНЗИИ

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПО-ИСПАНСКИ



В последние десятилетия Испания оказалась в числе стран, попавших в фо­кус внимания международной общест­венности. Её переход от авторитарного франкистского режима к представитель­ной демократии стал одним из наиболее успешных процессов в рамках "третьей волны" демократизации. Испания смог­ла создать и консолидировать политиче­скую систему, сходную с существую­щими в сообществе развитых демокра­тий и сохранившую вместе с тем нацио­нальную специфику. Место современ­ной Испании в мире кардинально изме­нилось по сравнению с тем, которое она занимала ещё относительно недавно.
Между тем в российском общество­ведении комплексному изучению трансформационных процессов в Испа­нии конца XX - начала XXI века уделяется явно недостаточное внимание. Опубликован, правда, ряд индивиду­альных исследований по конкретным аспектам испанской модернизации[1].
Однако последнее исследование, подго­товленное коллективом авторов под ру­ководством В.В. Загладина, вышло в свет достаточно давно, ещё в 1983 году[2].
Отрадно, что в этой области произо­шёл сдвиг. Рецензируемая коллективная монография[3] впервые за два последних десятилетия в отечественной испанистике даёт обобщающий анализ политических и социально-экономических процессов в со­временном испанском социуме. Работа написана коллективом специалистов Цен­тра иберийских исследований Института Латинской Америки РАН и некоторых других научных и учебных центров Моск­вы под руководством директора ИЛА В.М. Давыдова. Солидная монография состоит из пятнадцати глав, сгруппированных в четыре крупных раздела, где анализируют­ся: (а) институционально-политическая трансформация, (б) формирование разви­той хозяйственной системы, (в) включение в мировую экономику, (г) Испания на ме­ждународной арене. Книга вводит в науч­ный оборот широкий круг источников и литературы, ранее не использовавшихся у нас, и создаёт объёмное и многоплановое видение модернизации по-испански.
Тон исследованию задают введение и первая глава, написанные В.М. Давыдо­вым, в которых выявляется специфика испанского демократического транзита. Учёный определяет трансформацию в этой стране как интегральную, характе­ризовавшуюся тройным переходом: 1) от авторитарного режима к вполне демокра­тической системе с консолидированными конституционными институтами и струк­турами гражданского общества; 2) от жё­стко регулируемой и этатизированной экономики к либеральной хозяйственной системе и либеральной экономической политике с элементами социальной ориентации; 3) от определённой внеш­неполитической изоляции к открытой экономической модели, включённой в экономическое пространство Евросою­за и делегированием ряда функций су­веренитета транснациональным орга­нам. Вместе с тем эта трансформация в отличие, например, от постсоциалисти­ческих государств Центральной и Вос­точной Европы не была системной, по­скольку в Испании никогда "не отменя­лась" рыночная основа хозяйствования (правда, в период франкизма она суще­ствовала в закрытом или полузакрытом виде) (с. 11-12). Предпосылки краха франкизма были заложены ещё в пери­од самой диктатуры. В ходе экономиче­ского бума 1960-х - начала 1970-х го­дов, превратившего отсталую Испанию в индустриально-аграрную страну, ре­формистское крыло правящего класса осуществило ряд мер по либерализации режима, в конечном счёте обернувшихся против него. Но на путь настоящих больших перемен страна вступила лишь после смерти Франко в ноябре 1975 года.
В.М. Давыдов обстоятельно рас­сматривает основные вехи перехода к системе представительной демократии - принятие закона о политической ре­форме (ноябрь 1976 г.), подтверждён­ного референдумом, последовавшие за ним первые свободные выборы, "пакты Монклоа" (октябрь 1977 - декабрь 1978 г.), одобренная на референдуме 1978 года демократическая конституция, пе­речеркнувшая франкистское законода­тельство, и проведённые на её основе в марте 1979 года парламентские выбо­ры, в основном завершившие институционализацию демократии. Путь к но­вой политической системе был полон опасностей. Однако роковых рисков удалось избежать, резонно полагает ав­тор, благодаря существованию структур гражданского общества, вызревшего в лоне прежнего режима.
Исключительно важное значение имело и амортизирующее воздействие восстановленной монархии в лице ко­роля Хуана Карлоса I. Направляющая роль монархии стала, пожалуй, самой оригинальной особенностью испанско­го транзита к демократии. Король, ока­завшийся тонким политиком и убеж­дённым сторонником демократии, пре­вратился в арбитра, освящённого леги­тимацией, которой были лишены пред­ставители прежнего режима и ещё не обладали сторонники политического обновления (с. 35). Хуану Карлосу с помощью умелого маневрирования удалось добиться назначения на ключе­вые посты своих сторонников, прежде всего Адольфо Суареса (председатель правительства) и Торкуато Фернандеса Миранда (председатель кортесов и со­вета королевства), которые сумели де­монтировать политические институты франкизма и привести Испанию к де­мократии. В целом же успеху демокра­тического транзита благоприятствовало редкое в истории совпадение объективных и субъективных обстоятельств. Среди них - экономический бум в годы позднего франкизма, сопровождавшийся формиро­ванием многочисленного среднего класса, ориентировавшегося на западноевропей­ские образцы, и стремление миллионов испанцев избежать радикальных экспери­ментов по образцу 1930-х годов, и сдвиг к центру ведущих политических организа­ций, политическое мастерство их лидеров, сумевших подняться над узкопартийными амбициями и пойти навстречу друг другу по пути национального примирения, пре­одолевая сопротивление и непонимание собственной среды.
Изучение перипетий политического процесса в Испании, естественно, не ограничивается в монографии лишь становлением политико-институцио­нальных основ демократии. В ней рас­сматривается общественно-политичес­кая борьба и в последующие десятиле­тия: 14-летнее правление считающейся левой Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП, 1982-1996 гг.), последующее пребывание у власти кон­сервативной Народной партии (НП, 1996 - начало 2004 г.), террористиче­ские акты в Мадриде 11 марта 2004 го­да накануне очередных парламентских выборов, ставшие местью "Аль-Каиды" правительству НП за участие в войне в Ираке на стороне США и приведшие к поражению считавшихся фаворитами консерваторов и возвращению к власти ИСРП. В этой главе (её авторы В.М. Давыдов и В.П. Тоцкий) дана разверну­тая характеристика основных нацио­нальных и региональных партий совре­менной Испании, впервые в отечест­венной испанистике рассмотрено поло­жение дел в ИСРП в годы её пребыва­ния в оппозиции, а также в коалиции "Объединённые левые", ядром которой является компартия.
Значительное внимание в работе уделяется анализу государственного устройства Испании, распределению полномочий между различными власт­ными структурами, их функций. От­дельная глава (И.Г. Синельщикова и А.Ю. Тисленко) посвящена исследова­нию взаимоотношений между центром и регионами. Сложившаяся в демократи­ческой Испании после жёсткой франкистской централизации специфическая форма территориального устройства на­зывается государством автономий и представляет собой гибридную проме­жуточную форму между унитарным го­сударством и федерацией. В этой главе убедительно показаны как достижения государства автономий, сыгравшего большую роль в консолидации демо­кратии, так и его проблемы (различия в объёме прав, предоставленных цен­тральным правительством автономиям, межрегиональные экономические дис­пропорции и т.д.). Ныне многие авто­номные сообщества Испании считают полученные права недостаточными и требуют их дальнейшего расширения, причём в авангарде этой борьбы идут Страна Басков и Каталония, которые и так обладают большим объёмом прав и полномочий по сравнению с осталь­ными.
Важная часть трансформационных процессов в Испании - экономическая модернизация. Здесь достигнуты впе­чатляющие результаты, особенно если учесть, что в первые десятилетия XX века после краха колониальной импе­рии страна была экономической пери­ферией Европы. В 1961-1996 годах по сравнению с Испанией более высокие темпы прироста ВВП отмечались толь­ко в Японии (с. 123-124). Мощный экономический рывок позволил Испа­нии занять десятое место в мире и пя­тое в Евросоюзе (Испания вступила в него в 1986 г.). Её хозяйственная систе­ма прочно интегрирована в мировую экономику.


С середины 1980-х годов в стране начала осуществляться политика дерегуляции, суть которой заключается в постепенном отходе государства от ад­министративных методов управления, применении более гибких механизмов воздействия на хозяйственный процесс. Важнейшими вехами "нового курса" стали приватизация крупнейших госу­дарственных предприятий, стимулиро­вание конкуренции, создание современ­ного кредитно-денежного рынка, замена бессрочных трудовых контрактов кон­трактами с ограниченной продолжи­тельностью, применение которых, не­смотря на ряд негативных моментов, способствовало росту производительно­сти труда и заинтересованности работ­ника в его результатах. Экономическая динамика перехода Испании к развитой хозяйственной системе интересно пред­ставлена В.М. Давыдовым и А.Ю. Свириденко. Различные аспекты этого про­цесса исследуются в содержательных главах "Модернизация традиционной агрикультуры" (И.Г. Синельщикова, А.Ю. Тисленко), "Перестройка кредитно-банковского дела" (В.А. Теперман), "Ставка на потенциал предпринима­тельства" (А.В. Авилова).
В работе воссоздана многоплановая картина участия Испании в международ­ном разделении труда: структура торгов­ли, расширение её по географическим зонам, интернационализация банковской сферы, регулирование иностранных ин­вестиций (Т.Н. Понеделко, В.Л. Семенов, О.В. Немодрук, С.Б. Кононученко). Ис­панская экономика выступает ныне как достаточно конкурентоспособный на­циональный комплекс. Согласно рейтин­гу конкурентоспособности по 102 стра­нам мира, регулярно составляемому сек­ретариатом Всемирного экономического форума, Испания в 2003 году заняла 23-е место, опередив Францию (26-е), Бель­гию (27-е) и Италию (41-е место) (с. 267).
Существенный вклад в экономический потенциал страны вносит банковский сектор, который аккумулировал такую мощь и создал столь развитую междуна­родную сеть, что это позволяет Испании входить в число крупнейших финансо­вых центров Европы.
В то же время испанская экономика в некоторых отношениях продолжает со­хранять традиционные черты. Так, для неё характерна значительная роль микро, малых и средних предприятий. Преобла­дающий вид бизнеса - индивидуальное или семейное предприятие. Более поло­вины всех фирм состоят из единственно­го работника, а 77% представляют собой микрофирмы с числом занятых до десяти человек (с. 237-238). Благодаря целена­правленной поддержке центральных и региональных властей малый и средний испанский бизнес сумел на новом этапе технологической революции и в услови­ях глобализации мировой экономики ши­роко развернуть свой потенциал. Вместе с тем в этом секторе ещё не изжиты ин­ституциональные пороки прошлого: слишком громоздки бюрократические процедуры создания и ликвидации пред­приятий, недостаточно гибок рынок тру­да, увольнение избыточного персонала чрезмерно затруднено (с. 241).
Несмотря на достигнутые успехи, Ис­панию продолжает отделять дистанция от лидеров западного мира. В начале нового века уровень подушевого ВВП всё ещё не превышал 80% от среднего показателя по Европе. Оплата труда в Испании вдвое ниже, чем в Германии или Голландии. Испания отстаёт от лидеров ЕС по расхо­дам на НИОКР. Совокупные частные и государственные затраты составляют 0,8% ВВП, в то время как во Франции -2,3%, Великобритании - 2%, Италии -1,1%. (с. 154). В целом испанскую эконо­мику можно отнести к числу полуперифе­рийных, сочетающих черты экономики центра и периферии мировой системы.
Правомерно-большое внимание от­водится в монографии проблемам внешней политики Испании (В.А. Теперман, Г.И. Волкова, В.М. Давыдов, В.П. Тоцкий, В.А. Мазин). Современная внешняя политика страны в значитель­ной степени сохраняет традиционную систему приоритетов. С середины про­шлого века центральное место в ней отводится связям с США и Западной Европой, которые дополняются "осо­быми отношениями" с ибероамериканским миром, странами Арабского Вос­тока, прежде всего Магриба, а также с заморскими территориями былого ко­лониального присутствия Испании. В книге аргументированно показано, что в период правления НП во внешней по­литике, до этого весьма сбалансирован­ной в плане соотношения "европеизма" и "атлантизма", произошло перераспре­деление акцентов в пользу последнего, выразившееся в следовании в фарватере внешнеполитических интересов Ва­шингтона. Наиболее явственно это об­наружилось в 2003 году, когда испан­ское правительство в пику собратьям по Евросоюзу - Франции и Германии, а также вразрез с позицией широких слоев населения в самой Испании приняло сто­рону США в легитимизации и практиче­ском обеспечении вторжения в Ирак.
После победы ИСРП на выборах в марте 2004 года акценты испанской внешней политики перемещаются с США на Европу. Отмечая важность со­юзнических отношений с Вашингтоном, правительство ИСРП возвращается к традиционному для испанской внешней политики проевропейскому курсу. Пер­вой внешнеполитической акцией Родригеса Сапатеро в качестве председателя правительства стало решение о выводе испанского контингента из Ирака, как им и было обещано после парламентских выборов. Справедливо подчёркивая соот­ветствие этого шага воле большинства испанского народа, авторы ничего не го­ворят о его неоднозначном восприятии на международной арене. Между тем в некоторых западных столицах этот по­ступок расценили как капитуляцию перед "Аль-Каидой", а международные терро­ристические организации - как победу над западными демократиями.
Отдельная глава работы посвящена российско-испанским отношениям (И.Г. Синельщикова, Н.С. Константи­нова). Рассмотрев предысторию этих отношений, авторы сосредоточивают основное внимание на их развитии с начала 1990-х годов в экономической, политической и культурной сферах. На целом ряде примеров в главе показана поступательная динамика отношений между двумя странами. Вместе с тем в ходе многочисленных контактов пред­ставителей России и Испании неиз­менно подчёркивается, что российско-испанское сотрудничество в политиче­ской области опережает торгово-экономическое, которое пока не отве­чает потенциальным возможностям обоих государств (с. 454).
Особое внимание в работе обращает­ся на значение для России опыта испан­ской модернизации, поскольку существу­ет прямая необходимость сверять собст­венную стратегию с уроками истории в некоторых конкретных ситуациях. По оценке В.М. Давыдова, при всех разли­чиях (так, Испания интегрирована в ЕС и НАТО, а посему подчиняется логике не только собственного, но и системно-интеграционного развития в рамках обо­значенных структур, а Россия владеет ядерным потенциалом, что делает её роль ключевой в структуре международной безопасности) между двумя странами существуют определённые совпадения -в траектории и стадийности историческо­го движения, в "пограничности" цивилизационной матрицы, в полиэтничности и поликультурности населения, в асимметрии государственно-территориального устройства, в достаточной близости среднего уровня экономического разви­тия и благосостояния на исходных рубе­жах перехода к модернизации (с. 10).
Хотелось бы высказать и некоторые замечания. Работа представляется не вполне сбалансированной, прежде всего в "социально-экономических" разделах. Так, авторы, на наш взгляд, уделяют че­ресчур большое внимание модернизации испанской агрикультуры и перестройке кредитно-банковского дела. В то же вре­мя массовой безработице, долгие годы являвшейся важнейшим компонентом модернизировавшейся экономики Испа­нии, дана лишь общая оценка. Между тем в 1980-х - первой половине 1990-х годов уровень безработицы в Испании был одним из самых высоких в Западной Европе. Да и сейчас, хотя количество безработных заметно снизилось, эта про­блема, судя по опросам, беспокоит ис­панцев больше всего. "Не повезло" и им­мигрантам, по приёму которых Испания опережает в последние годы другие стра­ны ЕС. Речь идёт об очень серьёзной со­циокультурной проблеме интеграции этой огромной массы в общество и пре­вращении Испании в заметно более по­лиэтническую и поликонфессиональную страну, чем сегодня. Обращает на себя внимание также то, что в главах моно­графии наблюдается некоторый "хроно­логический разнобой". Если одни авторы "остаются" на рубеже XX - начала XXI веков, то другие доводят свои главы до сегодняшнего дня. Впрочем, высказан­ные недочёты вполне преодолимы, так как в настоящее время ибероамериканский центр ИЛА готовит новую моно­графию по современной проблематике Испании, охватывающую экономику, политику и культуру и запланированную к выходу в 2007 году.
В целом рецензируемая монография даёт обильную пищу для размышлений о реалиях современной Испании и де­лает заметный шаг вперёд в развитии отечественной испанистики.


С.М. Хенкин,
профессор МГИМО (У) МИД России,
доктор исторических наук.

(опубликовано в журнале «Современная Европа»
№ 4 (28) октябрь-декабрь 2006 г.)








[1] Буторина О.В. Испания: стратегия эконо­мического подъёма. М.,1994; Данилевич И.В.. Испанская социалистическая ра­бочая партия в 1980-е годы. М., 1991; Красиков А.А. Испания и мировая поли­тика. Полвека дипломатической истории. М., 1989; Понеделко Г.Н. Государство в экономике Испании: взгляд в прошлое и современность. М., 1991; Хенкин СМ. Испания после диктатуры (социально-политические проблемы перехода к де­мократии). М., 1993; его же. Хуан Карлос I: политический портрет. М, 2001.

[2] Современная Испания (Отв. ред. Загладин В.В.).М., 1983.
[3] Испания: траектория модернизации на исходе двадцатого века (Общая редакция и руководство авторским коллективом -д.э.н., проф. В.М. Давыдов). М., Наука, 2006,465 с.



Комментариев нет:

Отправить комментарий