В 2002 году были созданы секции РАМИ - испанистики (председатель проф.С.М.Хенкин) и латиноамериканистики (председатель проф. Л.С.Окунева). Впервые секции были представлены на 3-м Конвенте Российской ассоциации международных исследований (РАМИ), возглавляемом Президентом Ассоциации ректором МГИМО (У)МИД России академиком РАН А.В.Торкуновым.


суббота, 22 мая 2004 г.

О работе секции латиноамериканистики на 3 Конвенте РАМИ (21-22 мая 2004 г.)

ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Так называлась секция, работавшая в рамках 3 Конвента РАМИ (21-22 мая 2004 г.). В работе секции приняли участие представители МГИМО, Дипломатической академии МИД России, Института Латинской Америки РАН, МГУ им. Ломоносова. Важной чертой секции стало участие в ее работе молодых исследователей из МГИМО и ИЛА, представивших весьма интересные доклады, подготовленные на хорошем научном уровне. Координатор секции - зам. Председателя Иберо-американского центра МГИМО д-р ист. н., проф. Л. С. Окунева.
Открывая заседание секции, Председатель Совета Ибероамериканского центра МГИМО д-р филос. н., проф. А. В. Шестопал передал участникам заседания приветствие и пожелания успехов в работе от руководства Конвента. Указав на важность и актуальность проблем, заявленных в докладах, А.В. Шестопал подчеркнул, что в современном глобализирующемся мире Россия и страны Иберо-Америки должны найти адекватные ответы на новые вызовы и угрозы. Близость наших стран по многим параметрам развития является хорошей основой долгосрочных политических отношений, базой для совместной деятельности по выработке стратегии противодействия глобальным угрозам и обеспечения стабильного и устойчивого развития.
А. В. Шестопал подчеркнул, что, начиная с данного Конвента, секция латиноамериканистики РАМИ вступает в этап реального и полноценного функционирования, о чем свидетельствует как работа секции, так и открытая на сайте РАМИ страница «Ибероамериканские исследования». Председатель Совета Ибероамериканского центра рассказал о возможностях публикации на этой странице наиболее интересных научных, а также информационных и справочных материалов и пригласил к сотрудничеству присутствующих и в их лице всех специалистов в области ибероамериканских исследований.
В своем докладе «Латинская Америка в мировой политике» зам. директора ИЛА РАН д-р полит.н., проф. Б. Ф. Мартынов раскрыл основные составляющие возрастания роли стран Латинской Америки на международной арене. На латиноамериканском континенте была создана первая в мире зона мира и зона, свободная от ядерного оружия. Именно здесь отмечены наименьшие в мире затраты на вооружения. Латиноамериканские страны предложили имеющий всеобщее значение инструментарий мирного разрешения споров, внесли крупный вклад в становление базисных основ международного права. Культура права – традиция межгосударственных отношений в Латинской Америке. Нельзя не отметить и особый вклад государств континента в разработку концепций безопасности: теоретическое осмысление проблематики безопасности пережило эволюцию от трактовки ее как чисто военного феномена до осознания взаимозависимости военных, экономических, социальных, гуманитарных ее компонентов. В странах региона идет постоянная работа по выработке стратегии противодействия глобальным угрозам. Так, на X Иберо-американском саммите в Лиме (ноябрь 2001 г.) было подчеркнуто, что лучшим ответом террористическим угрозам и угрозам безопасности и главным условием антитеррористической борьбы является совершенствование «культуры мира», в основе которой – «идея человека», работа по формированию такой системы ценностей, которая противостояла бы стихийному характеру формирования нового мирового порядка, неконтролируемой волне масс-культуры, зачастую навязываемой различным обществам и способной породить лишь ответную волну фундаментализма и терроризма. Латинская Америка, занимающая – в геополитическом смысле – своего рода срединное положение между развитым и развивающимся миром, самим данным обстоятельством призвана заполнить брешь между культурой Запада и ислама, брешь, которая (особенно в результате иракской политики США) имеет тенденцию к расширению и к перерастанию в конфликт цивилизаций. Стремиться же мировому сообществу следует не к конфликту, а к диалогу цивилизаций, и в данном контексте латиноамериканская цивилизация призвана сыграть особую, весьма позитивную роль. Долгое время Латинская Америка оставалась на периферии - и в экономике, и в политике. Теперь же, как представляется, эта «периферийность», известная удаленность от мировых конфликтов призвана придать новое звучание латиноамериканским инициативам, выдвинуть страны континента на новые позиции на международной арене, определить их новую роль в мировых делах.
Доклад директора Центра политологических исследований ИЛА д-ра полит.н. М. Л. Чумаковой был посвящен анализу уроков кризиса в Андском регионе. Здесь сформировался клубок острейших противоречий, эпицентром которых явилась Колумбия и в котором тесно переплелись полувековой внутригосударственный вооруженный конфликт, наркотрафик, терроризм, создавшие вкупе обстановку подлинной гуманитарной катастрофы, выходящей к тому же за пределы Колумбии и перекидывающейся на соседние страны. Трудности проведения комплексной антинаркотической и антитеррористической стратегии наиболее отчетливо проявились в Колумбии. Венесуэла, Эквадор, а также Перу и Боливия оказались вовлеченными в этот кризис, а внутренняя ситуация в некоторых из них (Эквадор, Перу) – чревата ростом нестабильности. В этих условиях Бразилия, действуя в духе своей традиционной политики невмешательства, предпочла тактику дистанцирования и укрепления своих северных границ. Признаки нестабильности в сочетании с накопившимися серьезными проблемами существуют и в Венесуэле. За годы т.н. «силовой стабилизации» и неолиберальных реформ в андских странах потерпела провал социальная сфера, обострились противоречия между верхами и низами, накопился большой конфликтный потенциал. И в результате все это привело к новой нестабильности. При этом надо иметь в виду, что США за последние 20 лет вложили в регион 25 млрд. долл., ассигнованных на борьбу с наркоугрозой и на модернизацию армии; тем не менее это не спасло ситуацию. Причина этого краха кроется в том, что в результате неолиберальных реформ в громадной степени усилилось социальное расслоение: преуспели лишь обеспеченные слои, а массивы «исключенных» неимоверно выросли. Все это явилось своего рода стимулом для поиска альтернативных проектов и осознания того факта, что региональный кризис должен быть разрешен без вмешательства извне, собственными, региональными силами, при помощи многосторонней дипломатии, межрегионального сотрудничества самих этих стран. Все более укрепляется понимание того, что многосторонняя антинаркотическая стратегия должна включать в себя проведение аграрной реформы, поступательное экономическое развитие. Однако проведение в жизнь стратегии «кооперативной безопасности» тормозится межгосударственными противоречиями, осложняющими установление контроля на границах. Укрепление политической демократии призвано стимулировать участие элит в формировании стратегии роста. Появляются предложения о необходимости создания под эгидой Всемирного банка специального фонда стран-доноров (они же – страны-потребители) для содействия странам-производителям наркотиков в борьбе с этим злом, для наложения в случае необходимости финансовых санкций. Проблемой политического сообщества данных стран стала и ситуация с правами человека, апелляция к которым стала главным козырем наркобаронов и наркоторговцев. Необходимость мобилизации необходимых ресурсов для предотвращения гуманитарной катастрофы в андском регионе и борьбы с терроризмом, финансируемым наркобизнесом осознается политическими элитами. Усиление военной составляющей антинаркотической и антитеррористической стратегии увеличивает риски ремилитаризации Андского региона и угрожает свертыванием демократических преобразований. Преимущественно силовые методы противодействия наркоугрозам и терроризму оказались неэффективными. Эти аспекты латиноамериканского опыта представляют практический интерес для России.
Доклад зам. директора ИЛА к.экон.н. В.А.Тепермана был посвящен проблемам латиноамериканской интеграции. Целью любого интеграционного объединения является создание единого хозяйственного организма, объединяющего соответствующие комплексы разных стран, переход от формирования зон и союзов к высшим формам интеграции. В Латинской Америке в последнее время накоплен большой интеграционный опыт, выявились успехи, а также трудности и проблемы на пути интеграции, связанные прежде всего с различиями в уровне экономического развития (НАФТА), в потенциалах и территориях стран-участниц (Меркосур). Россия может почерпнуть многое в латиноамериканском опыте экономической интеграции – она была подготовлена предыдущим сближением, ратификацией договоров о свободной торговле, одновекторностью макроэкономической политики.
В своем докладе «Российско-латиноамериканские отношения на современном этапе» д-р ист.н. А.И. Сизоненко (ИЛА) рассказал о содержании последних по времени российских визитов высокого уровня в страны континента, которые показали, что латиноамериканский вектор занимает весьма важное место во внешней политике России. Россия имеет прочные политические связи с государствами Латинской Америки, у них не имеется коренных противоречий, они поддерживают идею многополярности мира, сотрудничают по проблемам укрепления ООН, в области борьбы с терроризмом, наркотрафиком. Успешно развивается военно-техническое сотрудничество. Латинская Америка, перестав быть ареной соперничества двух сверхдержав, превратилась в зону сотрудничества на деловой основе. Действует целый ряд двусторонних комиссий, среди которых следует отметить российско-бразильскую комиссию. Развиваются программы побратимства городов. Российские посольства активно работают с диаспорами соотечественников.
В своем докладе «Россия-Бразилия: перспективы сотрудничества» А.В. Лазарев (МГУ им Ломоносова), отметив, что Бразилия является стратегическим партнером России в Латинской Америке (еще с начала XIX в.), подчеркнул, что стабильно развивающееся политическое сотрудничество (в том числе на государственном, межправительственном и межпарламентском уровнях) следовало бы дополнить расширением и диверсификацией торгово-экономических связей; главным в этом плане видится качественное изменение самой структуры товарооборота, в котором должен преобладать экспорт высоких технологий. Сейчас в крупнейших городах Бразилии (Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро) действуют двусторонние торговые палаты, осуществляется определенный товарообмен, который, впрочем, мог бы быть значительно большим. Докладчик рассказал о работе российско-бразильской межправительственной комиссии. Главными препятствиями на пути активизации экономического взаимообмена с Бразилией является географическая удаленность, взаимное незнание рынков. Огромные резервы имеются и в сфере культурного сотрудничества.
«Внешнеполитические ориентации Мексики на современном этапе» – такова была тема доклада канд.ист.н., доц. Дипломатической академии МИД России Т.П. Петровой. Мексика традиционно поддерживает устойчивые политические отношения со многими странами мира. Она является своего рода мировым лидером по числу заключенных и действующих двусторонних соглашений (27). Мексика имеет давних партнеров в Европе, активно развиваются ее связи с государствами АТЭС. В качестве члена НАФТА Мексика стала своеобразной лабораторией взаимной «притирки» стран с различными уровнями развития. На всей протяженной границе между двумя странами сложилась т.н. трансграничная общность, подкрепленная в том числе и макиладорес. И вместе с тем главная озабоченность мексикано-американских отношений – это прежде всего миграционные (во многом носящие нелегальный характер) потоки в США. Это создает проблемы и в самой Мексике: многие населенные пункты в сельской местности лишаются мужского населения, мигрирующего сначала в столицу, а затем – в США. В области торговли Мексика добилась немалых успехов, экспортируя телевизоры и холодильники в США, и вместе с тем она страдает от неравноправной конкуренции, вынуждена отказываться от производства традиционной сельскохозяйственной продукции, которая в США стоит намного дешевле. Еще один комплекс проблем – наркотрафик. Мексика – «наркопроизводящая» страна, причем употребление наркотиков в повседневной жизни имеет здесь давнюю, многовековую традицию – ограниченную, впрочем, опытом, предписаниями жрецов, выработанным веками чувством меры. «Сертификация», проводимая США, напрямую относится и к Мексике.
Проблемам современной внешней политики Венесуэлы был посвящен доклад к.ист.н., ведущего научного сотрудника ИЛА Э. С. Дабагяна. Он отметил, что функционирование левонационалистического режима У. Чавеса привнесло большие изменения во внешнюю политику страны в целом и особенно в отношения между Венесуэлой и США. Выступая с позиций многополюсности современного мира и недопустимости диктата одной сверхдержавы, нынешний венесуэльский режим рассматривает Россию в качестве одного из важнейших полюсов на мировой арене и проводит в отношении нее позитивный курс; в текущем году намечается новый, уже третий визит У. Чавеса в Москву. Другим важным полюсом Чавес считает ОПЕК. Поэтому он прилагает огромные усилия для укрепления этой организации. Одним из внешнеполитических приоритетов Чавеса является также сближение с Кубой. Возрождая идеи С. Боливара о «континентальной федерации», Чавес стремится создать своего рода «мини-ОПЕК» в Латинской Америке (что встретило весьма неоднозначную реакцию – Мексика идею не поддержала, а Бразилия, Аргентина и Эквадор – поддержали). В настоящий момент конфронтация Венесуэлы с США достигла пика, Чавес резко осудил политику США в Ираке и Афганистане. И вместе с тем следует отметить явное переплетение идеологических постулатов с прагматизмом: несмотря на всю резкую критику, Венесуэла выполняет свои обязательства по поставкам нефти в США.
В своем докладе «Реформа ООН и страны Латинской Америки» к.ист.н., ведущий научный сотрудник ИЛА В.Н.Лунин рассказал о характере дебатов, идущих по этому вопросу в странах континента. Еще в 1969 г. Колумбия поставила вопрос о необходимости изменения Устава ООН, и с тех пор обсуждение данной проблемы с разной степенью интенсивности ведется в странах континента: при этом обсуждаются также вопросы об эффективности санкций, о проблемах постконфликтного урегулирования с помощью ООН. В рамках группы Рио латиноамериканские страны сформулировали ряд предложений по реформе ООН. Среди них - признание принципа многосторонней дипломатии, изменение статуса постоянных и непостоянных членов Совета Безопасности ООН, увеличение представительства развивающихся стран (в том числе латиноамериканских) в СБ. Кроме того, государства региона выступают за ограничение права вето, а Чили даже предложила к 2030 г. полностью отменить право вето (и в этом плане их позиция отличается от позиции России). По количественному составу СБ предлагаются разные варианты соотношения между постоянными и непостоянными членами: от нынешних 5 из 15 до 20 из 30.
В сообщении слушателя 2 года магистратуры по регионоведению МГИМО Ю.В.Куйдан речь шла о проблемах борьбы с наркотрафиком в Латинской Америке. Наркобизнес стремится интегрироваться в саму ткань экономики латиноамериканских стран, инвестируя немалые средства в легальный бизнес(и тем самым отмывая их). Наркобароны используют огромный набор методов для легализации преступных доходов, используя для этого в том числе ресурсы, и возможности Интернета. На рынке наркотиков подчас невозможно четко разграничить производителей и потребителей, основная часть прибылей идет посредникам. В мире (и в Латинской Америке) отмечается активизация связанных с наркобизнесом террористических организаций. Для России опыт Латинской Америки представляет немалый интерес. Россия сотрудничает с латиноамериканскими странами в борьбе с наркотрафиком: заключен целый ряд межправительственных договоров, представители России участвуют в заседаниях международных организаций по борьбе с наркотиками, в антинаркотических форумах, ведется постоянный обмен информацией между компетентными органами. Для нашей страны важно ознакомиться с такими аспектами латиноамериканского опыта в этой сфере, как механизмы практической реализации юридических актов, их эффективность в борьбе с отмыванием наркодолларов, методы уничтожения посевов коки и т.д. России также немаловажно знать, как функционирует активно действующая в Латинской Америке разветвленная сеть «антинаркотических» договоров.
В сообщении аспирантки ИЛА О.А. Шевакиной «Внешнеэкономическое сотрудничество России со странами Латинской Америки: истоки и перспективы» было отмечены, что оно имеет давние традиции, уходящие в глубь веков. Уже в XIX в. Латинская Америка представала в России как важный рынок сбыта. Однако основной формой связей во все периоды российской истории оставался экспорт сельскохозяйственной и сырьевой продукции. В настоящее время в Бразилии, Боливии, Аргентине действует ряд совместных предприятий. Основной причиной неразвитости двусторонних экономических связей является слабая договорно-правовая база, незнание рынков. Вместе с тем очевидно, что долгосрочные интересы России связаны с экспансией российского бизнеса на латиноамериканские рынки, с созданием совместных предприятий. В настоящий момент перспективы российско-латиноамериканского сотрудничества непосредственно связаны с ходом и результатами интеграционных процессов в Латинской Америке.
Сообщение аспиранта ИЛА С.В Подреза «Русская диаспора в Латинской Америке» было посвящено анализу характера и эволюции русской диаспоры, существующей более 100 лет и накладывающей отпечаток на общественную жизнь различных стран континента. Выходцы из России (а эмиграция из России подразделяется на три потока – трудовая эмиграция рубежа XIX-XX вв., белая эмиграция после Октябрьской революции 1917 г., послевоенная эмиграция после 1945 г.) довольно органично вписались в новую этнокультурную среду. В начале 90-х гг. начинается новый период в миграционных процессах: в латиноамериканские страны переезжают на постоянное место жительства представители российской научной элиты, однако уже со второй половины 90-х гг. эта тенденция пошла на убыль, что было связано в том числе и с известным ужесточением иммиграционного законодательства в различных латиноамериканских странах. Пестрый социальный состав, различные причины эмиграции, слабость контактов с Россией, невозможность изучения русского языка, - все это породило разобщенность русских общин, утрату ими национальной самобытности. В этой связи докладчик предложил вниманию присутствующих ряд предложений (сформулированных в направленной в МИД России записке) по активизации работы с соотечественниками в Латинской Америке. Это прежде всего необходимость разработки долгосрочной программы по защите Россией прав соотечественников за рубежом, облегчению их контактов с Россией. Необходимо также четко выделить координатора всей этой работы, которым должны быть МИД и сеть его культурных центров. Важную роль могут сыграть и связи субъектов Российской Федерации (например, ее южных регионов) с такими странами, как Парагвай, Уругвай, Аргентина. Необходимо также поддерживать действующие в ряде стран русскоязычные газеты, журналы, бюллетени, оказывать помощь православной церкви. Подобное сотрудничество, носящее прагматический и взаимовыгодный характер, должно превратиться в важный фактор политики России на латиноамериканском направлении.
Подводя итоги состоявшемуся обсуждению, д-р ист. н., проф. Л. С. Окунева (МГИМО) отметила исключительную актуальность затронутой в докладах проблематики, высокий уровень состоявшегося обсуждения. Был обсужден широкий круг проблем – как отношений России со странами Латинской Америки, латиноамериканское направление внешней политики России, так и проблемы современных международных отношений на латиноамериканском континенте, внешнеполитических ориентаций таких стран, как Мексика, Бразилия, Венесуэла, и их видение отношений с Россией, характер интеграционных процессов, борьбы с наркотрафиком и уроки, которые наша страна могла бы извлечь из этих процессов.
В комплексе проблем, касавшихся внешнеполитического курса России по отношению к Латинской Америке, основные моменты дискуссии фокусировались вокруг весьма позитивных результатов визитов самого последнего времени в страны Латинской Америки и тех перспектив, которые открываются и которые необходимо использовать и реализовывать. При рассмотрении конкретных страновых вариантов российско-латиноамериканских отношений (например, с Бразилией) отмечалось, что при высоком уровне политических отношений имеет место разрыв между объективными резервами, которые есть в экономической и особенно культурной, и теми результатами, которые на сегодняшний день еще не слишком большие и которые на деле могли бы быть гораздо больше. Особая проблема – налаживание культурных контактов с русской диаспорой, чему МИД уделяет немалое внимание, разрабатывая долгосрочные программы по сотрудничеству, защите прав русскоязычных соотечественников, русского языка.
Второй большой комплекс вопросов – современные международные отношения в Латинской Америке. Главный вызов ныне – задача создания к 2005 г. АЛКА. Формирование крупнейшей в мире зоны свободной торговли проходит в обстановке дискуссий и столкновения различных политических линий и подходов. При обсуждении проблематики интеграции встают общие теоретические вопросы о ее пределах и возможностях, о соотношении понятий «суверенитет-интеграция», о способности интеграции защитить страны от негативных последствий мировых финансовых кризисов. Опыт латиноамериканской интеграции, несомненно, имеет немалое значение для России и стран СНГ.
Крупная проблема, нашедшая отражение в работе секции, - наркотрафик и борьба с ним. Страны континента накопили большой опыт в этой области, и сотрудничество с ними России весьма полезно и имеет большие резервы.
В целом работа секции прошла успешно, обсуждавшиеся проблемы вызвали интерес участников, состоялась дискуссия. В работе секции приняли участие и молодые ученые – слушатель магистратуры по регионоведению МГИМО Ю. В. Куйдан, аспиранты ИЛА РАН С.В.Подрез и О.А. Шевакина, показавшие себя с самой лучшей стороны.

Проф. Л.С. Окунева

Комментариев нет:

Отправить комментарий